Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Геннадий Зубков. "Papaver L., или Уроки Ботаники"

24 декабря 1999 - 24 января 2000
Мраморный дворец

Геннадий Зубков представляет свой новый проект, являющийся, по сути, выставкой одной картины. Главный герой - цветок мака, изолированный, представленный в многократном увеличении, словно увиденным через мощный телеобъектив. Геннадий Зубков родился в 1940 году в Перми. В 1968 году окончил художественно-графический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена. Огромное влияние на творчество Зубкова оказало знакомство с В.Стерлиговым и изучение под его руководством импрессионизма, сезаннизма, кубизма, чашно-купольной системы. В 1976-1978 годах Геннадий Зубков разрабатывал методику занятий по проблемам формы и цвета, основанную на опыте учебы у В.Стерлигова. С 1986 года начал самостоятельную педагогическую деятельности, вместе с молодыми художниками исследовал проблемы живописной культуры. В 1995 году Геннадий Зубков организавал группу "Форма + цвет". Г.Зубков участвовал в первых выставках ленинградского неофициального искусства 1974-1975 годов (ДК им.Газа и "Невский"), является организатором и участником основных выставок "группы Стерлигова" в Санкт-Петербурге, Вене, Нью-Йорке и других городах. Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музее истории Санкт-Петербурга, Ярославском художественном музее-заповеднике, собрании Нортона Доджа (США), многочисленных частных коллекциях России, США, Германии, Франции, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Италии, Греции, Англии, Голландии. На выставке в Мраморном дворце перед зрителем проходит весь жизненный цикл растения. Каждая фаза этого цикла акцентирована, будучи написанной на отдельном холсте. Однако части, передавая изображение, как эстафету, образуют единую композицию. Непрерывность живописного повествования соответствует непрерывности жизненного процесса. Художник не только не испугался старомодности привычных для "цветочного мотива" ассоциаций, но, напротив, самой откровенностью показа, всячески их стимулировал. Судьба цветка подобна судьбе человека. Сама мимолетность "цветочного века", обостренная совмещением различных его этапов в единовременном изображении, оказывается для человека предостережением. Своего рода "Mеmento mori". И в этом состоит, быть может, самый главный урок ботаники. Основная тема, продолжающаяся и в своеобразном гербарии - графическом комментарии - рассказывает не только о жизни, но и о живописи. Предмет рефлексии стар как мир - формообразование в искусстве и в природе. В традиции, связанной с русским авангардом, натура отступала перед формотворческим волеизъявлением художника. Природа подчинялась законам, диктуемым живописью. В ботаническом саду Геннадий Зубков понял, что сама природа обладает формообразующим потенциалом. Цветок мака есть некая совершенная деталь природной архитектуры, которая способна воздействовать на окружающее пространство, организуя его. Урок ботаники - умение видеть эту ауру естественной геометрии. Выставка была организована в рамках "Музея Людвига в Русском музее".