Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Выставка произведений Юрия Васнецова

23 декабря 1999 - 14 марта 2000
Корпус Бенуа

Выставка произведений замечательного русского художника Юрия Алексеевича Васнецова (1900-1973), приуроченная к 100-летию со дня его рождения. В экспозиции представлено около 300 работ, созданных мастером в различных жанрах и видах изобразительного искусства: живопись, книжная и станковая графика, эстампы, уникальный фарфор. Свой творческий путь Ю.А.Васнецов начал в 1921 году, поступив на живописное отделение Высших государственных свободных художественных мастерских (бывшая Академия художеств). Здесь в 1921-1926 годах он учился у А.Рылова, В.Савинского, "сезаниста" О.Браза, русского "импрессиониста" А.Карева, осваивал сферическую перспективу К.Петрова-Водкина. Более других интересовала Васнецова живописная система В.Матюшина, сопрягавшего цвет с пространством и движением. С 1926 по 1928 год Васнецов изучал кубизм под руководством К.Малевича в ленинградском Государственном институте художественной культуры, а в 1926-1932 годах продолжил занятия в аспирантуре Академии художеств у В.Лебедева. Разносторонние интересы позволили молодому художнику войти в круг исканий современной отечественной и новейшей западной живописи. Основным направлением творческих поисков Ю.Васнецова стало взаимодействие профессионального искусства с народным и формирование в этом сложном процессе собственного оригинального стиля. Идея обращения к изобразительному фольклору, городской (мещанской) культуре в начале XX века буквально витала в воздухе и реализовывалась многими известными мастерами. У Васнецова она пала на благодатную почву, воскресив воспоминания проведенного в Вятке детства. Сам художник постоянно говорил о решающем влиянии детских впечатлений на его творчество. Вятичи издавна славились своими ремеслами: яркой росписью сундуков, кустарной мебелью, плетением кружев, изделия из бересты. Их особенно любил и собирал Васнецов. Живопись Васнецова (главным образом пейзажи и натюрморты) отличается динамизмом в поисках выразительных средств. Особенно это характерно для работ позднего периода, в которых художник добивается сложной цветовой гармонии, использует разные приемы фактурного письма в одном произведении. Васнецов занимался живописью постоянно, хотя при жизни публично ее не показывал, не без основания опасаясь, что интересовавшие его формальные технические задачи не впишутся в конструкцию идеологизированного советского искусства. Поэтому в сознании уже нескольких поколений имя художника стойко ассоциируется с иллюстрациями к русским сказкам и красочными лубочными эстампами. Впервые Васнецов обратился к эстампу в конце 1930-х годов, когда при ленинградском отделении Союза художников была организована Экспериментальная литографская мастерская. А в конце 1920-х годов в Госиздате вышла первая детская книжка с рисунками художника. Классический стиль васнецовских иллюстраций сложился не сразу. Лишь в 1940-е годы определилось их образное, пространственное, пластическое и цветовое решение. В 1966 году Ю.Васнецову было присвоено звание Народного художника РСФСР. Это звучит почти символично. В его лице русское искусство имеет мастера глубоко национального, сумевшего претворить в индивидуальном творчестве многовековые традиции культуры своего народа. На выставке представлены основные этапы становления и эволюции живописной системы художника - время ученичества, поездка в 1931 году совместно с художником Н.Костровым на Белое море, Великая Отечественная война, последний, так называемый, рощинский период творчества мастера (1960-1972).