Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Карл Брюллов
Юбилейная выставка к 200-летию со дня рождения

09 декабря 1999 - 22 мая 2000
Михайловский дворец

Это первая экспозиция, в столь полном объеме демонстрирующая произведения блистательного живописца и рисовальщика. В ее состав вошло около 150 живописных полотен и 100 рисунков и акварелей из ведущих музейных собраний России и Германии, а также из частных коллекций Франции и Англии. Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье отставного академика "скульптуры орнаментной на дереве", миниатюриста Павла Ивановича Брюлло. Поступив в 1809 году в Академию художеств, Карл Брюллов оказался значительно сильнее своих сверстников во многих дисциплинах. Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени "со шпагою" и целую пригоршню медалей разного достоинства. В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников, в качестве которых отправились в четырехлетнюю поездку в Италию. Срок пребывания там Карла растянулся на 13 лет. За этот период Брюлловым были созданы замечательные композиции ("Итальянское утро", "Вечер", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя", "Полдень", "Вирсавия") и великолепные портреты ("Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью", портреты Давыдовой, Демидова, "Портрет Ю.П.Самойловой с приемной дочерью Джованиной Паччини и арапчонком", "Всадница"). В 1830 году художник приступил к работе над грандиозным холстом и в 1833 году закончил картину "Последний день Помпеи". Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург "Помпея" была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века. Осенью 1835 года Брюллова был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После тринадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи. По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном "Осада Пскова". Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает во Псков. Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем "Последний день Помпеи" произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам. Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова. В 1840-х годах художник много работал над росписями главного купола и парусов Исаакиевского собора. Тяжелые условия работы на лесах непоправимо подорвали здоровье Брюллова, и в октябре 1847 года он слег на семь месяцев. Весной 1849 года Брюллов уехал за границу и больше в Россию уже не возвращался. Он умер 11 (23) июня 1852 года в итальянском местечке Мончано.