Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Дар Русскому музею

21 октября 1999 - 21 февраля 2000
Корпус Бенуа

На выставке представлены ранее неизвестные произведения живописи Б.И.Анисфельда, которые в течение десятилетий сохранялись в семье ленинградских художников Виктора Кузьмича Тетерина и Евгении Петровны Антиповой. В 1994 году Е.П.Антипова, выполняя волю покойного мужа, передала семь полотен Б.И.Анисфельда в дар Русскому музею. Картины Б.И.Анисфельда были завещаны Е.П.Антиповой и В.К.Тетерину их другом, художником С.Л.Абуговым, получившим их непосредственно от автора, своего соученика. Годы блокады картины пролежали свернутыми в рулон в захламленной кладовой ленинградской коммунальной квартиры. Е.П.Антипова и В.К.Тетерин сделали все, что было в их силах, для сохранения загрязненной и пострадавшей живописи, однако, профессиональная ее реставрация производилась силами специалистов уже после поступления картин в музей. Свой дар Е.П.Антипова посвятила памяти мужа - В.К.Тетерина, мечтавшего о том, чтобы работы Б.И.Анисфельда заняли достойное место в собрании Русского музея. В состав настоящей выставки, помимо картин Б.И.Анисфельда включены произведения В.К.Тетерина, часть которых также передана Е.П.Антиповой в дар музею, а также собственные работы художницы. Дирекция музея приносит дарительнице искреннюю благодарность. Борис Израилевич Анисфельд (1879-1973) - крупнейший сценограф, живописец, график. Европейское признание принесли мастеру его театрально-декорационные работы: он оформлял спектакли в Мариинском театре, участвовал в "Русских сезонах" С.П.Дягилева в Париже, был декоратором в труппе Анны Павловой, работал в Метрополитен-опера и Чикаго-опера. В конце 1917 года художник переехал в США, где долгие годы возглавлял отделение живописи Художественного института в Чикаго. Станковые произведения Б.И.Анисфельда известны меньше. В начале 1910-х годов на выставках объединения "Мир искусства", в которых он постоянно участвовал, экспонировались пейзажи художника, привезенные из путешествий по Италии. Три итальянских этюда - "Скалистый берег и парусники", "Лошадь и баркас", "Скалистый берег" - вошли в состав нынешней выставки. Быстрые энергичные работы синтезируют впечатления мастера, сочетая обобщенную стилизацию и конкретность отдельных деталей. Цвет - основа живописно-пластического языка Б.И.Анисфельда и главный элемент в формировании эмоционального строя его произведений. Это характерно для представленных на выставке "Розовых купальщиц", написанных под сильным обаянием французской живописи, большого незавершенного "Среднерусского пейзажа", декоративной "Дамы с фруктами" и "Дамы в зеленом" - исключительно редкого в творчестве мастера портретного жанра (изображена Фрида Анисфельд, урожденная Глясерман, жена художника). Дар Е.П.Антиповой и В.К.Тетерина позволяет шире и многоплановей представить творчество Б.И.Анисфельда и значительно пополняет и разнообразит собрание живописи Русского музея. Поступившие в музей произведения прошли обследование в отделе технико-технологических исследований и комплекс реставрационных работ в мастерской смешанных техник (реставраторы Н.И.Русакова и А.И.Богомолов).