Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Выcтавка произведений Ольги и Александра Флоренских

11 октября 1999 - 09 января 2000
Мраморный дворец

Выставка произведений Ольги и Александра Флоренских включает в себя три раздела: проект О.Флоренской "Таксидермия", проект А.Флоренского "Смиренная архитектура" и выполненную в 1997-1998 годах для Летнего сада их совместную работу "Передвижной бестиарий". Все эти достаточно самостоятельные проекты объединены общим происхождением и направленностью: они вышли из темы, сформулированной художниками в 1994 году как "русский дизайн", и имеют отношение к созданию коллекций как бытового, так и квазинаучного характера. Расцвет петербургского искусства 1990-х, базирующегося на одной из наиболее популярных постмодернистских идей коллекционирования предметов, персонажей, ситуаций, историй, был обеспечен самими историческими обстоятельствами. Образ вечности как бани с пауками - заброшенного и бедного помещения, должно быть, лучший пример "русской идеи" и памятник "смиренной архитектуры". "Русский дизайн" Флоренских прошел путь от различных дырявых кофейников или ржавых открывалок до более сложного уровня создания квазинаучных экспонатов, в том числе чучел, автоматов и вещей, по словам Жана Бодрийяра, "бессильных в плане реальности и всесильных в плане воображения". Хроника работы Флоренских с этим материалом выглядит так: В 1994 году в галерее "Борей" были показаны проекты Александра Флоренского "Русский альбом" (коллекция "портретов" популярных русских картин XIX века, нарисованных по репродукциям) и Ольги Флоренской "Русский дизайн" (разнообразные технические "изобретения", типа описанного Андреем Платоновым самогонного аппарата, сделанного из чугунка, приваренного к пулемету). Затем последовали совместные проекты "Движение в сторону ЙЫЕ" (квазинаучный материал, добытый экспедицией вымышленного профессора Баринова, изучавшего дикий народ ЙЫЕ) и "Русский патент" (усложнение русского дизайна до физических приборов, сконструированных несуществовавшим профессором Н.Н.Сологубниковым). В мае 1998 года Летний сад украсила первая таксидермическая выставка - "Передвижной бестиарий". В 1999 году в Петропавловской крепости была показана последняя по дате изготовления часть "русского дизайна" - "Местное время (развитие хронометрии в России)" - коллекция замысловатых псевдофункциональных машин для измерения времени. Пять лет работы Флоренских в сфере "русского дизайна" дали им возможность развернуть сегодня перед зрителями не только ярмарочное собрание всевозможных кунстштюков и странных фантазий, но и своеобразную панораму проявлений русско-советского чувства жизни. Обобщая результаты последних лет, их деятельность можно определить как концептуальное коллекционирование идей: исчисления мира, покорения природы, народного просвещения, распространения науки и техники. Выставка была организована в рамках "Музея Людвига в Русском музее".