Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Харлампий Гаврилов-Орошаков
Жители края земли: Передвижники и Ориенталисты

07 октября - 14 ноября 1999
Мраморный дворец

Харлампий Гаврилов-Орошаков родился в Софии в 1955 году; он происходит из старинного русского рода. После революции, потеряв родовое имение его семья бежала в Болгарию, затем в Белград. В 1960-х годах художник сам оказывается на положении эмигранта - беженец без гражданства, он живет в австрийском транзитном лагере. Позднее, в 1980-х, Орошаков претворяет свой биографический опыт в серию акций, обращенных к теме коммуникационного разрыва, которая становится для него проблемой не индивидуального, но экзистенциального свойства. Происхождение, генеалогия чрезвычайно важны для Орошакова, гео-этнографический разброс его предков объясняет внимание художника к проблематике культурных границ. Живя в различных европейских городах (София, Белград, Вена, Канны, Мюнхен, Берлин), Орошаков одним из первых стал работать над изучением и адаптацией восточной духовности и поэтики к западному культурному пространству. Он фокусирует свое внимание на проблеме диалога между Востоком и Западом, подчеркивая взаимосвязанные процессы в истории западной (европейской) и восточной (византийско-славянской-ориентальной) цивилизаций. Опираясь на собственное бытие странника, постоянно путешествующего между двумя мирами, Орошаков исследует отношение современного человека к поиску собственной идентификации. Теме культурной границы как края мира посвящена инсталляция "Жители края земли: Передвижники и Ориенталисты". Больше всего художник уделяет внимание асинхронности временных процессов, разнице ощущения времени в различных культурах. Орошаков представляет зрителю масштабные картины, образующие единую линейную композицию. Это некие изображения-цитаты, которые объединяют различные исторические, политические и культурные события, процессы, имиджи - жизнь Османской империи, Иван Грозный, высадка на Луну, Джон Леннон, конфликт между Европой и Америкой, феномен глобализации... В качестве оригиналов - источников для размышлений и объектов для манипуляций - Орошаков использует картины русских передвижников и западных художников, обращавшихся к ориентальным темам, не копируя их буквально, но предлагая "частичные выдержки", переложения и совмещения. Единый формат картин (200 x 160 см), их одинаковое обрамление должны, удерживая взгляд в картине, акцентировать внимание на внутренний мир работ. Орошаков смотрит на искусство прошлого глазами современного художника, способного создать глобальный и рискованный коллаж из сюжетов, сцен и образов, а также перевести их на привычный для ХХ века язык абстрактных форм. На экспозиции в Мраморном дворце представлено свыше 40 крупноформатных полотен художника, образующих единую инсталляцию. Выставка была организована в рамках "Музея Людвига в Русском музее".