Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Фрески церкви Спаса На Нередице в Новгороде
К 800-летию создания

05 августа - 15 ноября 1999
Корпус Бенуа

В экспозиции представлены произведения из хранящейся в Русском музее редкой коллекции копий древнерусских фресок. Начало создания этих копий было положено еще до революции и продолжилось в 1920-е годы. Однако их неприходящая ценность была окончательно осознанна лишь в наше время, когда самих росписей уже не существует. Церковь Спаса Преображения на Нередицком холме была возведена в 1198 году по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. Построенная неподалеку от Новгорода, близ княжеской резиденции на Городище, она была расписана ровно 800 лет назад и по праву считалась одним из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси. Ее исключительные художественные достоинства, превосходная сохранность фресок, необычная, во многом уникальная иконография, снискали памятнику мировую известность. Над изучением росписи храма трудились несколько поколений историков древнерусского искусства. Для ее реставрации и исследования в 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт-Петербургского университета и Русского Археологического общества. С 1918 года началось систематическое копирование нередицких фресок, организованное энтузиастами древнерусского искусства - художницами Л.А.Дурново и Н.И.Толмачевской. В 1925 году силами студентов организованной Л.А.Дурново копировальной мастерской при Российском Институте истории искусств (бывшем Зубовском) были созданы лучшие копии фресок Нередицы. В 1941 году систематические артиллерийские обстрелы превратили храм в руины, погибли ее фрески. 15% уцелевшей стенописи, многочисленные фрагменты штукатурки с остатками росписи, черно-белые фотографии, зарисовки и копии - все, что осталось от этого замечательного ансамбля. По счастью, сохранившиеся обмерные чертежи, исполненные в 1903-1904 годах академиком архитектуры П.П.Покрышкиным, позволили восстановить Спасо-Нередицкую церковь в архитектурных формах конца XII века. В 1956-1958 годах она восстала из руин. Автором проекта восстановления храма и руководителем реставрационных работ был новгородский архитектор Г.М.Штендер. В последние годы появилась надежда и на восстановление фресок. Бережно выбранные из земли под руководством новгородского архитектора Л.М.Шуляк фрагменты стенописи складываются в композиции бригадой реставраторов, возглавляемой Т.А.Ромашкевич. Размещенные в 9 ярусов фрески сплошь покрывали купол, своды, стены и столпы храма. Нижние части стен и столпов украшали орнаментальные панели- полилитии, имитировавшие мраморную облицовку византийских церквей. Система купольной декорации включала композицию "Вознесение" и пояс ветхозаветных пророков; в парусах помещались образы евангелистов; на подпружных арках - полуфигуры мучеников в медальонах. Главное место в росписи алтаря было отведено сцене "Причащение апостолов" и организованному в два яруса святительскому чину. На сводах и в верхних частях стен были представлены композиции Евангельского повествования; в примыкающих с двух сторон к алтарю помещениях - жертвеннике и диаконнике - располагались сюжеты из истории Богоматери и Иоанна Предтечи. Всю плоскость западной стены под хорами занимала картина "Страшного суда", повествующая о последних днях человечества. Лишь незначительные фрагменты этого величественного ансамбля дошли до наших дней. Изображения святых жен сохранились в диаконнике церкви; в росписи алтаря случайно уцелели образы святых Петра Александрийского и Илии пророка, части фигур святителей, изуродованных осколками снарядов. Чудом избежала полного разрушения и монументальная композиция "Крещение", написанная на южной стене церкви.