Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Без стены

09 июля - 29 августа 1999
Мраморный дворец

Выставка "Без стены", проходившая в рамках программы "Музей Людвига в Русском музее", была подготовлена Русским музеем совместно с Санкт-Петербургским центром современного искусства Фонд Дж.Сороса. Кроме того, она стала следствием творческого содружества Центров современного искусства стран Восточной Европы. В течение десяти лет после атомизации Стены эти Центры наиболее осознанно и целенаправленно поддерживали современное искусство. Настоящая экспозиция была посвящена не столько истории Стены, сколько сегодняшней социально-политической проблемности; "пейзаж после битвы" оказался пейзажем перманентных текущих битв - политических, социальных, культурных, военных конфликтов. Не случайно актуальное искусство Восточной Европы наиболее ярко проявило себя в фотографии, видеоинсталляции, видеоарте-медиях, изначально обладающих способностью реагировать на динамику ситуаций, проникать на новые территории и удерживать их. Историческая укорененность фотографии в восточно-европейских странах позволила воспринять и художникам, и зрителям ее техническую и художественную усложненность. Об этом свидетельствуют работы Лукаша Ясански, Вероники Бромовой, Мартина Полака, Алеша Кунеша (Чехия), Власты Делимар, Нады Орел, Милислава Мио Весовича (Хорватия), Эры Миливойвевича (Югославия). Обращение к фотографии как к источнику новых языковых возможностей есть в работах петербургских художников - Сергея Бугаева, Леонида Борисова, Андрея Чежина, Евгения Юфита. Эти начала взаимосвязаны в фотоинсталляциях Славчо Соколовски (Македония), Алексея Титаренко (Россия), Наталии ЛЛ, Изабеллы Густовской (Польша), Зораны Насковски (Югославия) и, наконец, превращают традиционную фотографию - фиксацию пространства стены и пространства города "после" - в некий артефакт (Тамарра Кайда, США). Использование новых искусственных визуальных пространств видео, отличных от фотографических, достигнутого возможностями электронного искусства - сравнительно недавнее завоевание стран Восточной Европы. Постоянно меняющийся, нефиксированный в своей завершенности образ, созданный классиками американского видео-арта, обретает здесь свои специфические черты. В инсталляциях Юриса Бойко (Латвия), Флорина Максы (Румыния), Юрате Тамошунайте (Литва), Дамияна Крацины, Марко А.Ковачича (Словения), Юрия Чиботару (Молдова) другая реальность представляется мистической бесконечностью самой технологии видео.