Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Шенберг и художники русского авангарда

08 июля - 30 сентября 1999
Михайловский (Инженерный) замок

Выставка была посвящена 125-летию со дня рождения Арнольда Шенберга. В состав экспозиции вошли произведения из коллекции Русского музея, а также живописные работы выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга из Фонда Шенберга (Вена, Австрия). На выставке, кроме живописных и графических произведений, можно было познакомиться с редкими документами - фрагментами теоретических работ В.Кандинского и его переписки с А.Шенбергом. В концепции выставки реализуется идея, существо которой можно сформулировать как "музыка цвета, ритм и пространство". Музыка цвета - для многих художников русского авангарда эти слова не были просто поэтической метафорой. Поиски аналогий, сравнение средств различных искусств естественно проистекали из идеи синтеза, которая лежала в основе многих экспериментов русского авангарда. Крупнейшим "цветомузыкальным" новатором в истории мирового искусства был, безусловно, В.Кандинский. Однако, его эксперименты уже имели свои традиции - начало их можно найти в творчестве А.Скрябина. Позднее немало современников Кандинского в той или иной степени касались сходных проблем и в своем творчестве, и в теоретических трудах. Нельзя не вспомнить Н.Кульбина, благодаря усилиям которого идеи Кандинского популяризовались в России; художника и композитора М.Матюшина; В.Баранова-Россине - оригинального живописца, который, развивая идеи Скрябина, создал "оптофон" (тип "цветового пианино"). Среди художников русского авангарда было немало музыкантов. В.Кандинский играл на фортепиано, Н. Кульбин был профессиональным скрипачем, М.Матюшин - композитором, В.Баранов-Россине - музыкантом, композитором, инженером музыкальных инструментов. Большое место в экспозиции отведено творчеству выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга. Его творчество занимает особое и значительное место в музыкальной культуре XX века. Шенберг - единственный из крупных музыкантов Европы, которому удалось создать композиторскую школу. Среди многочисленных учеников авторы значительных произведений - Антон Веберн, Альбан Берг и Эрнст Кшенек. Арнольд Шенберг родился 13 сентября 1874 г., в Вене. Решающую роль в жизни Шенберга сыграла встреча с известным композитором и дирижером Александром Цемлинским. В течении нескольких месяцев Арнольд брал уроки контрапункта у Цемлинского, в остальном он продолжал оставаться самоучкой. Исполнение первых песенных опусов молодого композитора относится к 1898 г. и сопровождались скандалами, которые не прекращались на протяжении всего творчества Шенберга. Шенберг разносторонне одаренная натура - поэт (его перу принадлежат тексты драмы "Счастливая рука", "Библейский путь", текст оперы "Моисей и Аарон" оратории "Лестница Иакова", много стихотворений, сатир, положенных на музыку), крупный ученый - теоретик музыки. Кроме того, Шенберг - художник, его картины с 1901 года неоднократно появлялись на выставках. "Автопортрет", "Портрет дамы", "Видения" были удостоены вниманием В.Кандинского. Этим работам были посвящены две статьи в сборнике "Синий всадник", вышедшем в Мюнхене в 1912 году. Репродукции картин Шенберга печатались в том же журнале. Имя Шенберга и его произведения (как музыкальные, так и живописные) были хорошо знакомы в России конца 1900-х - начала 1910-х годов. Шенберг дружил и состоял в переписке с В.Кандинским. В 1913 году композитор приезжал в Петербург и был восторженно встречен публикой, музыкантами и художниками. Нынешняя выставка и программа концертов, организованные благодаря помощи и поддержке Министерства иностранных дел Австрии, Фонда Шенберга и музыкального коллектива "Венский мадригальный хор", стали подлинным возвращением Арнольда Шенберга в Петербург.