Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Кузьма Петров-Водкин. Живопись

04 декабря 2001 - 30 января 2002
Московский Центр Искусств
Персональная выставка живописи Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878 - 1939), включает 26 произведений мастера из собрания Государственного Русского музея. Русский музей обладает наиболее полной коллекцией произведений К.Петрова-Водкина. Представленные на выставке в Москве работы отражают основные этапы творческого пути мастера. В одном из ранних полотен "Кафе" (1907) еще ощущаются влияния и творчества В.Борисова-Мусатова, французского символизма, и немецкого модерна, но оно уже содержит тот неизбежный символический смысл, который впоследствии будет отличать картины художника. Период идеалистического символизма представляет работа "Мальчики" (1911). В ней прослеживается отход от подчеркнутой ирреальности образов и размытости пластического языка. В обыденной бытовой сценке с большой художественно-эмоциональной силой выявляется мотив смерти-жертвоприношения, в определенной мере раскрывающий мироощущение мастера. В полотнах "Богоматерь Умиление злых сердец" (1914-1915), "На линии огня" (1916), "Фантазия" (1925), "Землетрясение в Крыму" (1928) и др. ярко проявились основные принципы художественной системы К.Петрова-Водкина - планетарное видение мира и сферизация пространства, иконное упрощение и звучность цвета, подчеркнутая пластика фигур и жестов. Определенными символами окружающей реальности выступают объединенные геометрическими связями предметы в лаконичных натюрмортах художника "Селедка"(1918), "Скрипка"(1918). В работах последнего десятилетия "Весне" (1935), "Тревоге" (1935), "Черемухе в стакане" (1932), "Натюрморте с чернильницей" (1934) варьируются любимые темы и образы художника, в них идет своеобразное переосмысление пройденного жизненного и творческого пути.