Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

ОБ ИСТОРИИ С ПОДДЕЛЬНОЙ КАРТИНОЙ БОРИСА ГРИГОРЬЕВА

Пресс-служба Русского музея считает необходимым прокомментировать появившиеся в последнее время в печатных и электронных СМИ сообщения о фальшивой картине Бориса Григорьева «В ресторане», принадлежащей г-ну Андрею Васильеву.
С глубоким сожалением констатируем, что в СМИ публикуются неверные факты, предоставленные г-ном Васильевым, который не только грубо их подтасовывает, но и опускается до прямой клеветы на Русский музей.

К примеру, господин Васильев утверждает, что принадлежащая ему картина была скопирована на территории Русского музея. Однако, всякий человек, связанный с искусством, прекрасно знает, что любое перемещение музейного предмета со строго определенного места хранения с любой целью (осмотр, экспозиция, реставрация, фотосъемка) фиксируется актами выдачи или пометками в специальном журнале. А в фонде графики музея (где хранится полотно, принадлежащее Русскому музею) обращение любого лица с произведением «один на один» и вообще невозможно: все хранительские шкафы в опечатанном виде находятся в общем зале и любые хранительские или иные мероприятия с произведениями происходят на глазах у десятка других сотрудников и хранителей. Посторонние лица входят в фонд строго по пропуску, и любое посещение фиксируется в специальных журналах.

Русский музей предоставляет возможность копирования хранимых произведений, но лишь по официальному письму специализированных учреждений и по решению Копийного Совета. В случае разрешения копировать, выписывается пропуск, копирование происходит под контролем хранителя или музейного смотрителя по определенным правилам. Копия принимается Советом, и ее вынос из музея оформляется пропуском. Никакого копирования картин Григорьева в музее не было. Утверждение о том, что копия, о которой идет речь, произведена с оригинала, принадлежащего Русскому музею не бесспорно, но, если даже это и так, то в таком случае она могла быть сделана только задолго до поступления в Русский музей.

А теперь предыстория вопроса. В Русский музей работа Григорьева с названием «Парижское кафе» (внешне похожая на принадлежащую г-ну Васильеву картину «В ресторане»), поступила в 1984 году из коллекции Бориса Николаевича Окунева. Он, в свою очередь, приобрел ее в 1946 году в антикварном магазине. Что происходило с этой работой с 1913 года (год ее создания) до 1946 года (год приобретения Окуневым), кто и когда мог ее скопировать, и был ли вообще такой факт – это пока неведомо никому. Теоретически за это время ее могли скопировать много раз.

Никто не знает также, не передавал ли Борис Николаевич Окунев оригинал из своей коллекции между 1946 и 1984 годом для каких-либо небольших выставок, не оставивших следа. Или, возможно (как было принято у старых коллекционеров), на некоторое время менялся с другими коллекционерами какими-то работами.

То есть никто точно не знает, что могло происходить с этой работой с 1913 по 1984 год. Но такого рода предположения почему-то не приходят в голову Васильеву, считающему себя опытным коллекционером, и им выдумываются все новые и новые версии с явной целью – разрушить деловую репутацию Русского музея.

В чем же причина такого активного стремления г-на Васильева скомпрометировать Русский музей? Причину можно увидеть только в одном. В нарушение обычного порядка он сначала приобрел якобы подлинную картину Б.Григорьева, а лишь потом озаботился ее профессиональным исследованием. Как правило, НАСТОЯЩИЕ коллекционеры и антиквары поступают наоборот. Если же не проверили картину до покупки – пеняйте на себя! Музей к этим ошибкам собирателей не имеет никакого отношения.

К сожалению, в последние годы участилась практика, когда продавцы антиквариата и художественных произведений, лишившись ожидаемой прибыли вследствие отрицательных выводов профессиональной музейной экспертизы, из мести или иных побуждений, отнюдь не имеющих отношения к искусству, стремятся очернить музеи, опускаясь до прямой клеветы. Клеветнические наветы содержатся и в интервью г-на Васильева, действующего по принципу всякого клеветника; замешивай круче, лги правдоподобней – какое-нибудь послевкусие останется!
Русский музей еще раз готов высказать свое отношение к этой некрасивой истории: правды в словах г-на Васильева – нет. И, в отличие от Васильева, музей имеет веские основания для подобного утверждения.

 

Пресс-служба РМ:
347-87-21 тел/факс
press@rusmuseum.ru