Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Скульптура XVIII - начала XX веков.

Ф. Щедрин. Диана. 1798. Мрамор
А.С. Голубкина. Туман. 1899 (Декоративная ваза)
Козловский М. И. Психея. 1801. Мрамор
Аронсон Н. Л. Горе. 1902. Мрамор
Н. И. Альтман. 1889-1970. Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916. Гипс, медь, дерево
М. М. Антокольский. Иван Грозный. 1871. Бронза
Ф. Ф. Каменский. Молодой скульптор. 1866. Мрамор
И. П. Витали. Венера. 1852. Мрамор
Мартос И. П. Модель памятника Александру Первому в Таганроге. 1828-1830. Гипс
Опекушин А. Н. Проект памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому для Хабаровска. 1888. Бронза
Трубецкой П. П. Модель памятника Александру Третьему. 1909. Бронза
Б. К. Растрелли. Анна Иоановна с арапчонком. 1741. Бронза
Ф. И. Шубин. Павел I. 1800. Мрамор
Ф. И. Шубин. Ектаерина II - Законодательница. 1789. Мрамор
Б. И. Орловский. Фавн и вакханка. 1837. Мрамор
Е. А. Лансере. Тележка с четырьмя крестьянами. 1871. Бронза
А. Т. Матвеев. Юноша. 1911. Мрамор
А. Т. Матвеев Портрет каменотеса Ивана Семенова. 1912. Дерево
Посмотреть
остальные
иллюстрации

Исключительная ценность коллекции русской скульптуры в ее обширности и высоком художественном качестве составляющих ее произведений. В ней представлены полные комплексы работ почти всех известных русских ваятелей, что создает возможность для внимательного изучения всех этапов развития отечественной пластики. В собрании музея работы из мрамора, гранита, дерева, воска, терракоты, бронзы, чугуна, гипса, выполненные в различных техниках - рубкой, лепкой, литьем, гальванопластикой.

Станковая скульптура - бюсты, статуи, композиции - это, бесспорно, основа коллекции. Наряду с ними представлены и образцы монументального искусства. В их числе исполненный М.-А. Колло портрет Петра I, который был использован Э.-М. Фальконе при создании "Медного всадника", группа Б.-К. Растрелли "Анна Иоанновна с арапчонком", гипсовая модель несохранившегося памятника Александру I для Таганрога работы И.П.Мартоса.

Неотъемлемую часть собрания составляет декоративная скульптура, украшавшая архитектурные комплексы Петербурга и его пригородов.

Можно выделить поистине уникальные коллекции - мраморы Ф.И.Шубина и М.И.Козловского, Б.И.Орловского и И.П.Витали, Н.С.Пименова и Ф.Ф.Каменского; терракоты И.П.Прокофьева и И.П.Мартоса; воски Ф.П.Толстого; дерево А.С.Голубкиной, С.Т.Коненкова, А.Т.Матвеева. Большую ценность представляют бронзовые отливы, исполненные под руководством Б.-К. Растрелли, а также работы известных русских литейщиков И.Баженова, В.Можалова, В.Екимова, П.Клодта, К.Робекки, К.Миглиника, В.Гаврилова. В собрании имеются изделия крупнейших литейных мастерских Петербурга и заводов Урала. Иногда произведения выдающихся русских скульпторов, в особенности анималистов XIX века, повторяются в собрании в отливах разных фирм, что дает возможность рассмотреть особенности и качество литья, проследить его историю.

Начало коллекции русской скульптуры было положено при основании музея, когда в 1897-1898 годах в него передали отдельные произведения из Эрмитажа и Академии художеств. До 1917 года коллекция скульптуры насчитывала всего 184 произведения.

Произведения многих ведущих ваятелей отечественной школы либо совсем отсутствовали, либо были немногочисленны. Так, творчество Ф. И. Шубина было представлено только пятью бюстами. Теперь в музее 40 его работ, среди которых не только портреты, но и декоративные статуи, рельефы. Большое количество памятников русской скульптуры поступило в музей в первые послереволюционные годы и затем в 1930-1940-е когда национализировались частные собрания, упорядочивались коллекции государственных музеев, закладывались основы научного комплектования. В этот период важнейшим источником поступлений стали Академия художеств, Эрмитаж, Военно-Морской, Историческй, Артиллерийский и другие музеи, а также различные художественные и исторические общества.

В 1921-1928 годах через Музейный фонд поступала скульптура из пригородных дворцов и национализированных учреждений. В 1926 году в собрание ГРМ влилась интересная коллекция пластики начала XX века из бывшего Музея художественной культуры, в том числе работы А.Т.Матвеева, С.Т.Коненкова, Н.И.Альтмана. Сюда передавались также скульптура соборов и церквей, надгробия и бюсты с кладбищ и усыпальниц.

В послевоенные годы собирание приобрело более целенаправленный характер: заполнялись лакуны в коллекциях отдельных мастеров и периодов истории русской школы ваяния. Особое внимание уделялось пополнению фонда конца XIX - начала XX века. Этот раздел очень важен, ибо там заложены истоки творчества крупнейших советских скульпторов. За последние десятилетия выросли количественно и качественно собрания А.С.Голубкиной, С.Т.Коненкова, В.И.Мухиной, Б.Д.Королева, лучшей в стране стала коллекция А.Т.Матвеева. В основном новые произведения поступали из мастерских художников.

Постоянно пополняясь, собрание русской скульптуры ГРМ в настоящее время содержит свыше двух тысяч экспонатов и является самым значительным в стране.