Живопись XVIII века - первой половины XIX века
В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании, большинство представляло именно
период XVIII - первой половины XIX века.
Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью переданного новому музею,
выделялись произведения К.П.Брюллова ("Последний день Помпеи") и Ф.А.Бруни ("Медный змий");
И.К.Айвазовского ("Девятый вал") и Г.И.Семирадского ("Фрина на празднике Посейдона"); В.Л.Боровиковского
("Портрет Муртазы-Кули-хана") и А.А.Иванова ("Явление Христа Марии Магдалине").
Произведения, этапные для характеристики русской школы живописи этого периода пришли в музей и в числе 122
полотен, переданных Императорской Академией художеств, Это такие яркие произведения своей эпохи как
"Портрет Евграфа Давыдова" кисти О.А.Кипренского, виды Бахчисарая и Николаева, исполненные
Ф.Я.Алексеевым, "Сусанна и старцы" П.В.Басина, "Гумно" А.Г.Венецианова, "Фортуна и нищий" А.Т.Маркова.
Существенный вклад в формирование коллекции Русского музея внесли произведения, переданные из Зимнего,
Царскосельского Александровского и Гатчинского дворцов. Вмести с ними в музей пришли работы К.П.Брюллова
(например, "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини"), "Черкес"
и "Башкир" А.О.Орловского, "Девушка на сеннике" А.Г.Венецианова, "Гитарист" и "Девочка с куклой"
В.А.Тропинина, "Сватовство майора" П.А.Федотова.
Раздел портретной живописи XVIII века существенно дополнила приобретенная у наследников в 1897 году
коллекция А.Б.Лобанова-Ростовского. Среди нескольких десятков холстов, в нее входивших, необходимо отметить
портреты И.И. и Е.А.Лобановых-Ростовских работы И.П.Аргунова, "Портрет А.Д.Ланского" кисти Д.Г.Левицкого,
произведения многих иностранных мастеров, работавших в России в XVIII веке, - И.-Г.Таннауера, Г.-Х.Гроота,
П.Ротари, Ж.-Б.Вуаля и других.
Таким образом, уже к моменту открытия музей обладал представительным собранием живописи художников
национальной школы. Досадные пробелы, образовавшиеся в нем и с сожалением отмечавшиеся еще
современниками, были связаны с тем, что действия правительства по созданию первого общегосударственного
русского музея никак нельзя назвать последовательными. Многие произведения живописцев XVIII века,
составлявшие гордость национальной школы, оставались в императорских дворцах, почти не приобретались
произведения современных мастеров неакадемического направления.
Тем не менее, активная деятельность крупных представителей отечественной культуры, входивших в совет
художественного отдела, таких как Альберт Н.Бенуа, П.А.Брюллов, К.В.Лемох и особенно П.И.Нерадовский,
хранитель художественного отдела с 1909 года, и опиравшихся на содействие коллекционеров и знатоков
М.П.Боткина, Александра Н.Бенуа, И.Э.Грабаря, обеспечила поступление в музей высокохудожественных
произведений мастеров XVIII века - А.П.Антропова ("Портрет М.А.Румянцевой"), И.Я.Вишнякова (портреты
Сарры и Вильгельма Ферморов), Д.Г.Левицкого ("Портрет А.С.Протасовой"), Ф.С.Рокотова ("Портрет Е.В.Санти" и
"Портрет Л.Ф.Санти"), В.Л.Боровиковского ("Портрет Е.Н.Арсеньевой"), значительных полотен кисти живописцев
первой половины XIX столетия ("Портрет А.Ф.Фурман", "Портрет О.А.Рюминой", "Портрет К.И.Альбрехта"
О.А.Кипренского; ряд эскизов, исполненных А.А.Ивановым).
Хотя собрание живописи за предреволюционные годы почти утроилось, научное комплектование коллекции
началось лишь после Октябрьской революции. В это время достоянием национальной сокровищницы стали
многие частные собрания. Уже в 1917 году в музей поступила богатейшая коллекция М.П.Боткина, включавшая
свыше восьмидесяти эскизов к "Явлению мессии" А.А.Иванова. Существенным вкладом стали и переданные
музею в 1918 году полотна, принадлежавшие известному собирателю В.Н.Аргутинскому-Долгорукову.
В первые послереволюционные десятилетия Русский музей получил многие сотни превосходных произведений из
созданных тогда и впоследствии расформированных постоянных выставок и дворцов-музеев. Как правило, они
передавались в Государственный музейный фонд, а затем распределялись по музеям. В конце 1922 года было
принято решение о передаче в ГРМ всего собрания Музея Академии художеств, включая и портретную галерею
Зала совета.
В результате интенсивного комплектования уже в первые десять лет советской власти в собрании музея были
заполнены лакуны и сглажены неровности, обусловленные историческими обстоятельствами его формирования.
По широте и глубине охвата коллекция Русского музея стала крупнейшим в мире собранием национальной
живописи. Масштабная деятельность по комплектованию в 1930-е годы развивалась и за счет обмена
произведениями между Русским музеем, Третьяковской галереей и Эрмитажем.
В собирательской деятельности последних десятилетий главным стал историко-художественный критерий: кроме
шедевров в коллекцию русской живописи XVIII -первой половины XIX века приобретаются произведения так
называемого "второго слоя" - эскизы и этюды, полотна малоизвестных мастеров. Это позволяет глубже, шире и
детальнее анализировать историю отечественного искусства.
Собрание живописи постоянно пополняется и в наше время, так, только в 1998 году музеем приобретено 12
живописных работ и среди - них портрет Н.А.Демидова кисти Л.Токе.
|