Древнерусская живопись
Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Государственного Русского музея наряду с
Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве принадлежит одно из главных мест.
Его собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII- начала ХХ вв. Возникновение собрания
относится ко времени основания Русского музея - к 1898 г. Первые иконы поступили в музей из
Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей
Христианских древностей. В их числе были иконы из частных собраний известных
собирателей древностей - М.П.Погодина и П.И.Севастьянова.
Впоследствии собрание музея быстро пополнялось за счет поступлений из монастырей и
частных коллекций. Особое значение имело пожертвование Покровским монастырем города
Суздаля 46 икон, большинство из которых хранилось в ризнице монастыря и представляло собой вклады
монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам. Большую роль в дальнейшей судьбе коллекции
Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера
академика Н.П.Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон.
Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства,
собранных в Русском музее, позволили создать здесь своеобразный музей в музее -
"Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II",
которое было торжественно открыто в 1914 г. Присвоение Древлехранилищу имени Николая II
не было простым выражением уважения императору. Николай II принимал непосредственное участие в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение
произведений или принося их в дар, нередко, в качестве "лица, пожелавшего остаться
неизвестным". Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием
древнерусского искусства.
После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли не единственным надежным хранилищем памятников церковного искусства.
Благодаря энтузиазму и усилиям музейных сотрудников в
фондах Русского музея стали сосредотачиваться произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и
монастырей. Среди них были иконы из крупнейшего монастыря русского Севера, основанного в XIV в. -
Кирилло-Белозерского, а также Александро-Свирского, Соловецкого, и других монастырей.
После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников
древнерусского искусства. Такие экспедиции музей организовывал ежегодно, а иногда по нескольку раз в год.
Расцвет экспедиционной деятельности приходится на 60-е годы. В эти годы в музей были привезены сотни икон
XIV-XIX столетий. Сегодня благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция,
представляющая большую историко-культурную ценность.
Основную часть собрания составляют русские иконы,
происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль,
Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров. Самая древняя икона коллекции -
прославленный "Ангел Златые власы", созданный на рубеже XII - XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также
иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV -
первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря,
над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер Дионисий с учениками. Большой интерес представляют
работы мастеров строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII в. Симона Ушакова и
др. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников собрание позволяет с большой полнотой
представить путь развития русской иконописи за почти семь веков ее истории.
Кроме икон русских мастеров в музее хранится небольшая коллекция византийской и поствизантийской
живописи, а также фрагменты стенописей из древнерусских храмов, уникальное собрание факсимильных копий
фресок, рукописные и старопечатные книги.
|