Главная страница Написать письмо Карта сайта english version

Русский музей

Музей Выставки Коллекции Информация Магазин Филиал Мультимедиа Издания События Пресса о музее

Гравюра

 А.Зубов "Вид Санкт-Петербурга". 1727 г. Офорт, резец.
 В.Масютин "Совесть". 1911 г. Офорт.
Д.Аткинсон "Качели". 1803 г. Акватинта раскраш.
Н.Павлов "Совкино". 1928 г. Офорт.
М.Маторин Натюрморт из  альбома "Шесть Nature Morte". 1921 г. Ксилография.
 А.Оленин Фронтиспис к  "Басням и сказкам И. И. Хемницера"  СПб., 1799. Лавис.
Б.Мессерер "Олег Боян и Эльзевира". 1985 г.  по мотивам постановки Д. Шостаковича "Клоп".  Офoрт раскраш., с подкладкой.
 Неизвестный гравер. XVIII век.  Повторение гравюры И.Зубова  к книге "Апостол" 1713 г.  Распятие с мучениями апостолов.  Фронтиспис к "Апостолу" 1733 г.  Гравюра резцом.
 Неизвестный гравер с гравюры А.Грекова . По оригиналу М.Махаева. "Летний дворец Елизаветы Петровны".  II пол. XVIII века.  Офорт раскраш.
А.Белкин "Школа движения". 1990 г.  Цветная литография, лазерная печать
 М.Маторин Натюрморт из альбома "Шесть Nature Morte". 1921 г.  Цветная линогравюра.
А.Шевченко. Обложка книги  "Принципы кубизма и других течений  в живописи всех времен и народов". 1913 г.  Литография.
Лебедев Владимир Васильевич.  Кубизм. (Манекен). 1923.  Бумага, графитный и свинцовый карандаш, тушь 68,3 х 45
Рохлин Вадим Моисеевич.  Несение креста. 1980.  Бумага, графитный карандаш. 64 х 88,1
Посмотреть
остальные
иллюстрации

В коллекции русской гравюры Государственного Русского музея хранится одно из наиболее полных собраний печатной графики с начала XVIII века до наших дней, общей численностью около 80 000 единиц. Это отдельные листы, серии и альбомы, географические и игральные карты, книжные иллюстрации, карикатуры, лубки, плакаты, афиши и уникальное собрание гравированных досок - металлических и деревянных.

Эти произведения дают представление практически обо всех печатных техниках как классических: гравюра на дереве (ксилография), гравюра на металле (резцом, офортом, пунктиром, акватинта, черная манера, лавис, сухая игла), литография в один, два и несколько камней (цветная литография), так и появившихся сравнительно недавно (монотипия, линогравюра), связанные с этапом становления промышленной печати (хромолитография, гелиогравюра) и, наконец, новейших техниках от гравюры на картоне и целлулоиде до лазерной печати.

Собрание отдела гравюры дает возможность проследить все этапы развития этого вида искусства в России. Довольно полно представлена гравюра XVIII века. Причем, такие значительные мастера, как А.Ф.Зубов, М.И.Махаев, Е.П.Чемесов - представлены не только в оттисках, имеющих зачастую разные состояния, но и авторскими формами - медными досками. В собрании имеются доски, с которых печатался один из последних шедевров классической резцовой гравюры - серия видов императорских загородных резиденций - Гатчины, Павловска, Петродворца. Они выполнены на рубеже XVIII - XIX веков выдающимися русскими мастерами А.Г.Ухтомским, братьями К.В. и И.В. Ческими, С.Ф.Галактионовым, главным образом, по оригиналам Семена Щедрина. Имеются также металлические доски Ф.П.Толстого, с которых в 1820 - 1840-х годах были напечатаны очерковые рисунки - иллюстрации к поэме И.Ф.Богдановича "Душенька".

Довольно полно представлена русская сатирическая графика, связанная с Отечественной войной 1812 года, а также издания основанного в 1820 году Общества поощрения художников. Эта организация сыграла большую роль в развитии и распространении литографии в России. В коллекции наряду с другими листами представлено лучшее издание Общества - большая литографированная серия "Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей" (1821 - 1826 гг.), выполненная на камне в основном С.Ф.Галактионовым, А.П.Брюлловым и др. Листы К.П.Беггрова имеются и в превосходной авторской раскраске.

Среди мастеров ранней литографии с большой полнотой представлено творчество А.О.Орловского, а из художников второй половины XIX - начала ХХ века: И.И.Шишкина, В.В.Матэ и А.П.Остроумовой-Лебедевой. Непревзойденный мастер цветной гравюры на дереве, А.П.Остроумова-Лебедева завещала Русскому музею не только лучшие оттиски своих работ, но также деревянные доски и инструменты. В отделе хранится полное собрание досок П.А.Шиллинговского и И.И.Нивинского.

Большую историческую и художественную ценность представляет редчайшее собрание футуристической книги, представленное именами О.В.Розановой, Н.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, П.Н.Филонова и других выдающихся мастеров русского авангарда.

Обширный раздел печатной графики советского периода включает собрание плакатов, куда вошли и знаменитые петроградские "Окна Роста", выполненные в технике линогравюры и раскрашенные от руки. Здесь представлены все сколь-нибудь значительные имена художников как московской, так и ленинградской школ: авангардисты А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Эль Лисицкий, В.И.Козлинский, ксилограф Н.Н.Куприянов, литограф В.В.Лебедев.

В фонде имеется достаточно полное собрание работ, напечатанных в экспериментальной литографской мастерской при Ленинградском отделении Союза художников в период 1930 - 1960-х годов. Это литографии Н.А.Тырсы, Ю.А.Васнецова, А.Ф.Пахомова, В.М.Конашевича, А.С.Ведерникова. Практически в полном объеме собрано наследие А.Л.Каплана и Б.Н.Ермолаева.

Отдел располагает превосходными работами московских художников - представителей классической техники гравюры на дереве: А.И.Кравченко, В.А.Фаворского, И.В.Голицына, Г.Ф.Захарова и других. Фонды гравюры пополняются произведениями современных мастеров. Так, за последние годы были приобретены произведения М.М.Шемякина, М.С.Карасика. Б.А.Мессерера, А.П.Белкина, Ю.Люкшина и многих других художников.