Рисунок и акварель
Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19)
марта 1898 года. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены
картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова, К.П.Бегрова и
других мастеров первой половины Х1Х века.
Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину
составляли графические листы, подаренные княгиней М.К.Тенишевой. В этом превосходном
собрании находились произведения О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова,
И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В
последующие годы М.К.Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков,
созданных художниками объединения "Мир искусства" М.А.Врубелем, Л.С.Бакстом,
К.А.Коровиным и другими.
Первые поступления в музей были достаточно разнородны и зависели от выбора и вкуса дарителей. Но
постепенно, уже в 1910-е годы, складывались основные принципы формирования графической коллекции,
основанные на необходимости наиболее полного отражения всех значительных явлений русского искусства. В те
годы впервые было признано необходимым собирать не только законченные рисунки и акварели, но и так
называемый "рабочий материал" - эскизы, этюды, наброски известных живописцев, скульпторов, архитекторов.
Увеличение коллекции графических произведений определило создание в 1918 году самостоятельного отдела
графики, в составе которого были не только рисунок и акварель, но и гравюра.
В отдел продолжался прием новых поступлений. В 1923 году музей получил 1713 произведений из семьи
художников Маковских. Одно из главных мест по праву принадлежит коллекции С.С.Боткина. Среди 1320
графических произведений, переданных в музей его вдовой, находятся редчайшие акварели М.М.Иванова, рисунки
А.П.Лосенко, М.И.Козловского, А.Е.Егорова, О.А.Кипренского, П.А.Федотова, П.Ф.Соколова, И.Е.Репина,
В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, В.А.Серова и других мастеров русского искусства.
Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М.Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают
рисунки П.А.Федотова), о замечательном собрании А.Р.Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли
произведения художников первой половины Х1Х века, О.А.Кипренского, А.О.Орловского, А.Г.Венецианова,
Д.Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1895 листов),
известном архитектурной графикой XVIII- первой половины Х1Х веков.
В 1972 году секции рисунка и гравюры разделились на два самостоятельных отдела, каждый из которых обладал
уникальным материалом, отражавшим все этапы развития русской графики с XVIII по начало ХХ века.
Современное графическое искусство, начиная с 1917 года, было представлено в другом музейном собрании -
отделе советской графики, созданном в 1932 году. Формировании этой коллекции с самого начала было связано с
активным участием сотрудников отдела в художественной жизни - посещением выставок и мастерских
художников, тесными контактами с коллекционерами и наследниками.
В основе собрания современной графики лежали материалы, полученные в результате поступления в Русский
музей в 1926 году живописи и графики из Музея художественной культуры. Эти произведения, созданные
ведущими мастерами русского авангарда - К.С.Малевичем, М.З.Шагалом, П.В.Митуричем, Н.И.Кульбиным,
Л.А.Бруни и другими, стали гордостью и украшением постепенно растущей коллекции современного графического
искусства.
В предвоенные годы музей приобрел значительное число рисунков, акварелей, набросков К.С.Петрова-Водкина,
В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Н.Самохвалова, В.М.Конашевича. Интересной и разнообразной стала коллекция
графики периода Отечественной войны, ее основу составили листы, приобретенные в 1942 году для Русского
музея с выставки "Ленинград в годы блокады". В послевоенные годы значительно выросло собрание книжной
графики, комплектование которого не ограничивается только произведениями, вошедшими в издание.
Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют произведения одного из крупнейших художников ХХ века
П.Н.Филонова, наследие которого было передано в дар музею его сестрой Е.Н.Глебовой (в том числе более 200
листов графики). Самым крупным даром последних лет может считаться коллекция Г.М.Левитина (около 2300
произведений, среди которых работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровай, А.Г.Тышлера, Б.Д.Григорьева и
многих других мастеров искусства ХХ века), переданная в Русский музей по завещанию владельца. Прошедшее
десятилетие связано с важными и принципиальными изменениями в истории отдела рисунка. В 1995 году было
принято решение о реорганизации графических разделов Русского музея и вместо трех, бывших ранее, было
создано два. Так отдел "старого рисунка", как его обычно называли, получил материалы из отдела советской
графики. Возник новый отдел рисунка и акварели XVIII-XX века, один из крупнейших в музее, в котором хранится
более 110 тысяч произведений.
Собрание национальной графики, принадлежащее к числу наиболее значительных мировых коллекций, обрело
завершенный характер и позволило говорить об общих проблемах развития рисунка, включая его последние
направления. Стало возможным объединить материалы, характеризующие искусство рисунка и акварели за три
столетия. Поделивший когда-то одну коллекцию на две части 1917 год перестал быть жесткой пограничной датой,
разбивающей творчество художников на "до" и "после". И без того непростая логика развития искусства ХХ века
теперь может быть восстановлена хотя бы в пределах традиционных форм искусства рисунка.
|