Древнерусское прикладное искусство
Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики, принадлежащее
Русскому музею стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны - Оружейной палаты в Москве и
Загорского историко-художественного музея-заповедника. Оно является одним из самых значительных собраний
древнерусского искусства в мире. Его материалы дают представление об этапах развития русского прикладного
искусства на протяжении столетий - с IX по XIX век. Коллекция музея включает ценнейшие памятники, среди которых есть и давно вошедшие в научную литературу, и малоизвестные замечательные
произведения русских мастеров.
Собрание произведений древнерусского прикладного искусства
Государственного Русского музея принадлежит к числу крупнейших в стране.
Его формирование началось еще до основания музея Александра III, в будущем - Государственного
Русского музея. В 1898 г. сюда из музея Императорской Академии художеств
были переданы предметы утвари и скульптура, найденные в заброшенном виде в Новгородском Софийском соборе и вывезенные хранителем академического музея А.М.Горностаевым, и частные коллекции известных собирателей М.П.Погодина, П.Ф.Коробанова, П.И.Севастьянова.
Позднее в Русский музей поступили коллекции В.А.Прохорова, Н.М.Постникова, В.В.Верещагина, В.В.Шереметьева, А.А.Васильчикова
В первые десятилетия XX века экспозиция отделения древнерусского искусства, с 1914 года именовавшаяся "Древлехранилищем
памятников русской иконописи и старины",
пополнилась произведениями из Иосифо-Волоколамского монастыря, богатейшей коллекцией академика Н.П.Лихачева, многочисленными предметами собрания псковского коллекционера Ф.М.Плюшкина,
редчайшими и древнейшими памятниками из собрания
М.П.Боткина.
В годы советской власти собрание возросло в несколько раз за счет поступлений первоклассных памятников,
спасенных от гибели в ризницах закрытых монастырей севера России: Соловецкого, Кирилло-Белозерского,
Александро-Свирского. Были переданы предметы из Александро-Невской лавры, Успенского и Введенского
монастырей Тихвина, Троицкого собора Пскова. Собрание пополнилось предметами из Духовной Академии и
Археологического института.
В 1920-е годы отдел стал крупным центром по изучению памятников древнерусского искусства.
Научную деятельность отдела возглавляли крупные исследователи - Н.П.Сычев, Н.В.Малицкий, Л.А.Дурново. Впоследствии здесь работали
М.К.Каргер, Ю.Н.Дмитриев, Н.П.Порфиридов, Г.Ф.Корзухина, В.Н.Лаурина.
Уникальную часть собрания составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего
Киева. Это, преимущественно, предметы личного употребления -
украшения, исполненные из благородных и простых металлов, литые
амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники,
миниатюрные каменные иконки. Жемчужиной собрания
является, так называемый, "Киевский клад" 1887 года, зарытый на территории
Михайло-Златоверхого монастыря татаро-монголами.
Украшения из этого клада - подвески к женскому головному убору - колты, ожерелье-рясны и венчик-очелье - представляют собой шедевры
искусства перегородчатой эмали на золоте, которым славилась Русь вслед за Византией. В составе другого
комплекса, найденного в Киеве в 1889 г., оказалась золотая диадема с изображением деисуса, одна из регалий,
использовавшихся в княжеском церемониале.
Среди древнейших и редчайших произведений домонгольской культуры
знамениты два золотых амулета-"змеевика" XI - XII вв., так называемые
Черниговская и Белгородская гривны. На них христианские образы
Архангела Михаила и Богоматери сочетаются с изображением женской
головы, окруженной змеями - Горгоной-Медузой. Черниговский амулет
считается личным предметом Владимира Мономаха, бывшего
черниговским князем в 1113 - 1129 годах.
Произведения домонгольского искусства свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры Руси XI - XIII веков,
демонстрируют связи древней Руси со Скандинавией, Византией, Западной Европой, ближневосточными странами.
В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII -
XVII веков. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню.
Особенно значимы памятники второй половины XIII - XIV веков. Произведения
древнерусского искусства этого времени крайне редки. К их числу принадлежат небольшие змеевики, тельные
образки, нагрудные каменные иконки
О расцвете новгородской культуры в XIV - XVI веках можно судить по превосходным памятникам древнерусского лицевого шитья. Наиболее ранними в коллекции являются произведения так называемого "живописного" шитья. Одна из самых знаменитых - плащаница с изображением "Положения во гроб", исполненная по заказу архиепископа Евфимия в XV
веке, происходящая из Тихвина. Уникальными памятниками являются две большие шитые иконы с изображениями апостола Петра и
Архангела Михаила (конец XV - начало XVI века), находившиеся в Александро-Свирском монастыре. Знаменита
хоругвь XVI века из Никитской церкви в Новгороде с изображением Софии Премудрости Божией.
Культура Новгорода представлена уникальной коллекцией произведений деревянной скульптуры и
орнаментальной резьбы по дереву. К числу ранних памятников относятся царские врата конца XIV - начала XV
веков, связанные с Софийским собором в Новгороде, амвон Софийского собора, о котором под 1533 годом
упоминается в летописи.
Среди резных изображений, расписанных по левкасу, особенно выразительны скульптура Николы Можайского в
рост (середина XVI века), рельефные фигуры, снятые с крышек рак, архиепископа Евфимия (начало XVI века),
архиепископа Иоанна (1559 г.), св.Антония Римлянина (1573 г.).
Своеобразием отличаются новгородские сосуды для питья, хорошо представленные в
коллекции. Это многочисленные братины, корчики, напоминающие ковши, чарки,
исполненные первоклассными мастерами-ювелирами из драгоценных металлов.
Замечателен стакан, принадлежавший патриарху
Питириму, исполненный в 1672 году, с сюжетными изображениями из истории Самсона,
исполненный в технике штриховой резьбы по серебру.
Наибольшее число памятников
собрания представляет прикладное искусство Москвы конца XIV - XVII веков. Это, в основном, произведения произведения
серебряного дела, лицевого и орнаментального шитья.
Среди уникальных памятников раннего московского искусства - серебряная панагия из Симонова
монастыря. К середине XV века относится оклад знаменитого "Христофорова Евангелия", переписанного на
пергамене учеником Кирилла Христофором - одна из святынь Кириллова монастыря.
В собрании имеется ряд уникальных по своему художественному качеству предметов богослужебного
назначения, пожертвованных московскими великими князьями и царями в монастырские и церковные ризницы в XVI -
XVII веках. Великолепен изысканно орнаментальный потир, пожертвованный Иваном Грозным в 1574 году в
Отенский монастырь. Высоким мастерством отличаются потиры конца XVII века - дары царя Федора Алексеевича в
Кремлевскую церковь Воскресения.
В собрании музея хранится чеканная крышка раки Александра Свирского, исполненная лучшими мастерами
Оружейной палаты в 1644 году.
Значительный интерес представляют многочисленные чарки, ковши, чаши, выполненные московскими серебряниками в XVII веке. Пышностью
убранства отличаются оклады богослужебных книг XVI и XVII веков.
Русский музей обладает ценной коллекцией сюжетного и орнаментального шитья, выполненного в московских мастерских.
В музее хранятся произведения, в создании которых
принимали участие жены великих и удельных князей - София Палеолог, Соломония Сабурова - жена
Василия III, Ирина Федоровна Годунова, знаменитая Евфросинья Старицкая, жена Ивана Грозного - Анастасия Романовна.
Лицевое и орнаментальное шитье музейной коллекции в основном представлено вкладами в
церкви и монастыри. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с
мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые
иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков,
названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.
К числу датированных произведений московских мастериц принадлежат пелена "Богоматерь Неопалимая купина и избранные святые" 1486 г., покров "Кирилл Белозерский" (1514 г.) -
вклад Василия III и его жены Соломонии Сабуровой.
Одно из самых известных произведений шитья XVI в. - походный иконостас, исполненный в
мастерской Ирины Годуновой в 1592 г.
Значительная коллекция памятников шитья происходит из Соловецкого монастыря. В нее входят покровы и пелены, епитрахили, фелони.
В коллекции музея представлены также памятники шитья наиболее знаменитых (после царских) художественных
мастерских Строгановых - крупнейших купцов и промышленников из Сольвычегодска. Единственный пеленой
большого размера с прямоличным изображением царевича Дмитрия является первоклассное произведение
Русского музея - вклад Дмитрия Андреевича Строганова в Благовещенский собор Сольвычегодска.
Таким образом, собрание произведений древнерусского декоративного прикладного искусства Государственного Русского музея, пополненное новыми материалами в ходе экспедиционной деятельности музея 1960-1970-х годов, позволяет исследовать разнообразные грани художественной культуры Руси IX - XVII веков, дает представление об этапах развития русского искусства, о богослужебных традициях, о различных духовных и художественных центрах Руси.
|